Часто бывает, что проходящие терапию люди не могут рискнуть поменять сферу работы, попросить повышения, работая сверхурочно и добросовестно. Слушаешь и ясно понимаешь – это квалифицированный сотрудник. Но он себя таким не считает, увы..
Почему так? Ведь была похвала и поддержка родителей, много положительного опыта. А в процессе работы выясняется, что ребенок чувствовал необъективность родителей, похвала была незаслуженной, поэтому перестала восприниматься всерьез, а к тому же возник важный вопрос «А какой я на самом деле?» Например, в 6 классе учительница математики сказала девочке обидную фразу: «Ты, Петрова, ничего не можешь решить нормально!». Вроде сказала и забыла. А девочка помнит, потом вспоминает, что бабушка пару лет назад сказала раздраженную фразу «что ж ты ничего нормально сделать не можешь, все переделывать надо за тобой». Бабушка сказала и забыла. А девочка сложила все фразы (их же гораздо больше, чем две) и закрепила установку «я ничего не могу сделать нормально». И эта установка дальше предопределяет жизнь, формирует неуверенность, глобально портит качество жизни. Искоренить такую установку – задача важная и, порой, трудоемкая, требует осознанной включенности к своим чувствам и мыслям. И как кардинально меняется жизнь, когда человек начинает вместо прошлой установки ощущать иную: «я могу сделать все, что захочу, у меня есть хороший потенциал». Сколько жизни, любви к себе, свободы в этом!
Но в таких примерах речь идет о возможных детских травматических эпизодах. Это еще не травма. Сценариев множество. У каждого он свой.
Травма гораздо глубже, сильней. Здесь уже речь идет о том, что человек сталкивается с такой ситуацией, которая для него невыносима, угрожающая, страшная. Жизнь делится, как правило, до тяжелого происшествия и после. Травмирующее событие может вытесняться, забываться, искажаться. Но чувства и реакции, которые человек испытал во время события, продолжают сопутствовать всю жизнь, так как нарушена целостность психики.
В психотерапии работа с травмой – задача деликатная, требующая времени, накопления ресурсов и укрепления психологического состояния клиента.
Человек, имеющий в биографическом опыте травму, несвободен в настоящей жизни. Порой не свободен управлять своими решениями, своей волей, реализовывать то, что хочется. Чаще ему приходится подстраиваться под жизненные условия и искать безопасность, стабильность, чувство защищенности в мире. Ведь мир неосознанно продолжает ощущаться как угрожающий.
Последствия психологической травмы могут иметь отсроченный эффект. Через месяц, через год, а иногда и через многие годы у человека появляется посттравматическая реакция. К таким реакциям можно отнести: нарушения сна (бессонница, сонливость), нечеткий эмоциональный фон; затяжные депрессии или состояние апатии; отсутствие интереса к происходящим событиям и жизни в целом; вспышки агрессии; злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами; мысли о суициде и др.
Я кратко обозначу основные причины посттравматического стресса. Это и различные стихийные бедствия, обширные и сильные травмы индивидуального характера, сексуальное насилие; кража ребенка; выкидыш; последствия хирургического вмешательства; военные действия; преступление, совершенное на глазах у человека; мысли о неизлечимом заболевании как своем, так и близких и др.
Также к факторам, влияющим на формирование посттравматического стресса у детей, относят: домашнее насилие (физическое, эмоциональное); перенесенные операции в раннем детстве; развод родителей; конфликты в школе.
В лаборатории посттравматического стресса (ИП РАН) проведено немало исследований этого феномена.
Так, например, одно из последних исследований выявляет, что чем выше уровень посттравматического стресса у матери, тем значительней наблюдается тенденция совпадения личностных профилей у матери и дочери. То есть ребенок, в данном случае дочь, идентифицирует себя с материнской фигурой. Однако идентификация с матерью, в анамнезе у которой есть травматический опыт, способна привести к аффективным нарушениям, к тревоге, депрессии и иным проявлениям, коррелирующим с картиной посттравматического стресса. Таким образом, наличие посттравматического стресса у родителей неизбежно влияет на детей.
Еще одно последнее исследование, проведенное на выборке женщин с диагнозом рак молочной железы подтверждает, что количество общих травматических событий (аборты, разводы родителей, переживание смерти близких, развод с мужем, сильные эмоциональные нарушения у близких, проблемные дети) у женщин с диагнозом рак молочной железы заметно больше, чем у здоровых женщин. Такие результаты свидетельствуют о том, что природные катастрофы, смерть близких людей, несчастные случаи, - все это существенно влияет на развитие онкологических заболеваний.
Что делать, если в биографии человека есть сильное травматическое событие?
1. Избегать тренингов личностного роста и любых интенсивных программ. Это может лишь усугубить ситуацию, расшатать защитные механизмы психики и человек погрузится в такое болезненное состояние, которое, возможно, не сможет выдержать.
2.Важна индивидуальная работа с психологом, психотерапевтом. Это долгосрочная поэтапная работа, поэтому специалист нужен высокой квалификации, с опытом работы с травмой.
3.В острых случаях необходима медикаментозная поддержка.