Когда мы слышим слово «зависимость», то обычно подразумеваем алкогольную, зависимость от наркотиков или же никотина. Однако, в повседневной жизни мы все чаще можем встречать другие формы зависимостей: трудоголизм, пищевая зависимость, азартные игры, шопоголизм, созависимые отношения, интернет-зависимость и даже зависимость от бега.
Где та грань, перейдя которую, человек уже не принадлежит себе, а отдан своему пристрастию?
Это индивидуальный момент и, находясь на этой границе, человек еще может справиться при помощи индивидуальной работы с психологом со своими сильными пристрастиями. Но как только грань пройдена, то для возвращения в жизнь «без зависимости» нужна сложная и продолжительная работа в рамках медицинского учреждения. Еженедельной работы с психологом уже будет недостаточно.
Итак, основные критерии:
- огромное желание и стремление употреблять субстанцию (алкоголь, еду, быть непрерывно рядом с каким-то человеком и т.д.);
- невозможность прекратить это поведение;
- нарушение способности контролировать начало и окончание употребления зависимой субстанции;
- изменение физиологического состояния при отмене (при химических зависимостях);
- продолжение употребления несмотря на то, что это приносит вред, негативно влияет на другие сферы жизни.
Перечислю основные причины, которые приводят к зависимостям:
невозможность быть собой, отсутствие отношений с собой; ощущение бессмысленности; невозможность проживать свою жизнь в согласии со своими чувствами; огромный дефицит проживания положительных эмоций (и зависимость тут, как суррогат приятной жизни); наличие психологической травматизации в детстве.
Рассмотрим подробней форму зависимости, которая сейчас актуальна, начиная с детского возраста – интернет-зависимость. Без смартфона сейчас очень трудно поддерживать хорошее качество жизни.
Так, в одну минуту из-за заблокированного Apple ID я оказалась очень сильно отброшенной от жизни. Невозможность загрузить карту дорог, позвонить своему ребенку в школу, чтобы уточнить время, когда я его заберу; перенести занятие, да и вообще просто оплатить парковку привычным способом – масса дискомфорта за те 5 часов, в течение которых удалось привести мой телефон вновь в рабочее состояние. Информационные технологии диктуют условия развития общества. В метро есть интернет, в пробках чаще всего люди смотрят не на дорогу, а в телефон. Да, это небезопасно, когда жить приходится на два мира.
Здесь есть два противоположенных взгляда на эту проблему:
- глобальная виртуализация и информатизация – это зло, которое приведет к необратимым страшным последствиям,
или
- это нормальный этап развития, к нему нужно привыкнуть, люди адаптируются и научатся правильно использовать новые ресурсы, гармонично интегрируя их в повседневную жизнь.
Но когда мы можем считать «сидение за компьютером» чрезмерным? Более 30 часов в неделю, в общем-то, это уже повод для беспокойства. Особенно, если время тратится на виртуальные игры.
Дефицит общения, проживания собственной ценности, неуверенность в себе - в виртуальном пространстве легко на время избавиться от этого состояния, общаясь под созданным собственным виртуальным образом, играя в игры, где есть возможность выбирать аватары.
Но, к сожалению, такие попытки обхождения со своими проблемами лишь усиливают дистанцию между человеком и жизнью вокруг. Взрослые люди сейчас также довольно часто увлечены виртуальными играми. В какой-то степени - это регресс на более раннюю стадию развития. Ведь в игре есть возможность прожить разные роли: короли, принцессы, супермены, чудовища и проч. Эта ступень развития (ролевые игры), которую проходят дети в возрасте 3-7 лет. Так почему взрослый имеет потребность регрессировать до уровня ребенка?
У многих есть нарушение привязанности, незрелое отношение к жизни, мало доступа к чувствам. Работа с любой формой зависимости должна строиться на том, чтобы определить дефициты и работать над укреплением структуры себя. И прежде чем отнимать суррогат жизни (субстанцию, от которой зависит человек), важно обнаружить то новое, что человеку потенциально может нравиться и позволит быть ближе к себе и чувствовать в жизни что-то красивое и хорошее. Ведь зависимость говорит нам прежде всего о том, что человек мало проживал в жизни хорошего и приятного и есть также дефицит смысла.
Где та грань, перейдя которую, человек уже не принадлежит себе, а отдан своему пристрастию?
Это индивидуальный момент и, находясь на этой границе, человек еще может справиться при помощи индивидуальной работы с психологом со своими сильными пристрастиями. Но как только грань пройдена, то для возвращения в жизнь «без зависимости» нужна сложная и продолжительная работа в рамках медицинского учреждения. Еженедельной работы с психологом уже будет недостаточно.
Итак, основные критерии:
- огромное желание и стремление употреблять субстанцию (алкоголь, еду, быть непрерывно рядом с каким-то человеком и т.д.);
- невозможность прекратить это поведение;
- нарушение способности контролировать начало и окончание употребления зависимой субстанции;
- изменение физиологического состояния при отмене (при химических зависимостях);
- продолжение употребления несмотря на то, что это приносит вред, негативно влияет на другие сферы жизни.
Перечислю основные причины, которые приводят к зависимостям:
невозможность быть собой, отсутствие отношений с собой; ощущение бессмысленности; невозможность проживать свою жизнь в согласии со своими чувствами; огромный дефицит проживания положительных эмоций (и зависимость тут, как суррогат приятной жизни); наличие психологической травматизации в детстве.
Рассмотрим подробней форму зависимости, которая сейчас актуальна, начиная с детского возраста – интернет-зависимость. Без смартфона сейчас очень трудно поддерживать хорошее качество жизни.
Так, в одну минуту из-за заблокированного Apple ID я оказалась очень сильно отброшенной от жизни. Невозможность загрузить карту дорог, позвонить своему ребенку в школу, чтобы уточнить время, когда я его заберу; перенести занятие, да и вообще просто оплатить парковку привычным способом – масса дискомфорта за те 5 часов, в течение которых удалось привести мой телефон вновь в рабочее состояние. Информационные технологии диктуют условия развития общества. В метро есть интернет, в пробках чаще всего люди смотрят не на дорогу, а в телефон. Да, это небезопасно, когда жить приходится на два мира.
Здесь есть два противоположенных взгляда на эту проблему:
- глобальная виртуализация и информатизация – это зло, которое приведет к необратимым страшным последствиям,
или
- это нормальный этап развития, к нему нужно привыкнуть, люди адаптируются и научатся правильно использовать новые ресурсы, гармонично интегрируя их в повседневную жизнь.
Но когда мы можем считать «сидение за компьютером» чрезмерным? Более 30 часов в неделю, в общем-то, это уже повод для беспокойства. Особенно, если время тратится на виртуальные игры.
Дефицит общения, проживания собственной ценности, неуверенность в себе - в виртуальном пространстве легко на время избавиться от этого состояния, общаясь под созданным собственным виртуальным образом, играя в игры, где есть возможность выбирать аватары.
Но, к сожалению, такие попытки обхождения со своими проблемами лишь усиливают дистанцию между человеком и жизнью вокруг. Взрослые люди сейчас также довольно часто увлечены виртуальными играми. В какой-то степени - это регресс на более раннюю стадию развития. Ведь в игре есть возможность прожить разные роли: короли, принцессы, супермены, чудовища и проч. Эта ступень развития (ролевые игры), которую проходят дети в возрасте 3-7 лет. Так почему взрослый имеет потребность регрессировать до уровня ребенка?
У многих есть нарушение привязанности, незрелое отношение к жизни, мало доступа к чувствам. Работа с любой формой зависимости должна строиться на том, чтобы определить дефициты и работать над укреплением структуры себя. И прежде чем отнимать суррогат жизни (субстанцию, от которой зависит человек), важно обнаружить то новое, что человеку потенциально может нравиться и позволит быть ближе к себе и чувствовать в жизни что-то красивое и хорошее. Ведь зависимость говорит нам прежде всего о том, что человек мало проживал в жизни хорошего и приятного и есть также дефицит смысла.