Часто можно от родителей услышать вопрос: «Что делать, чтобы ребенок перестал лениться?!» Это актуальный вопрос и для взрослого человека. Что делать, если что-то делать надо, а не хочется. Как побороть лень? Чтобы дать ответ на этот вопрос нужно вначале понять, а про что именно идет речь? Про необязательность? Про низкое качество выполненной работы?
Есть интересный защитный феномен: отсутствие при полном присутствии. Когда человек что-то делает, что он должен делать, но не вкладывает в это себя. Сдает работу в нужное время, может даже и выполняет ее достаточно хорошо, но его нет там. Чувствуется отстраненность и бездушность. Автоматизм, который лишает возможности саморазвития в процессе деятельности и отнимает у человека ресурсы, а также влияет на качество выполненной работы. Недостаток мотивации, отсутствие чувства ценности того, что я делаю, непонимание смысла - все это может привести к тому, что деятельность выполняется автоматически, в нее человек не готов вкладываться (подробней об этом можно в почитать теме «укрепить волю»).
Дальше речь идет о степени ответственности. Как правило, те, кому лень работать, откладывают дела и выполняют все в последний момент. При невозможности выстроить внутреннюю мотивацию и систему своей работы здесь срабатывает внешний уровень контроля «если я не сделаю это завтра, то меня уволят; или я не получу зачет; или подведу друга и тд».Будет ли выполненное задание при такой мотивации хорошим? Вряд ли. Мы не всегда имеем возможность делать только то, что хочется. Но необходимо отграничивать то, что важно сделать и то, что можно не делать, если не нравится.
Целесообразно задать себе вопрос: «Зачем я это делаю? Мое ли это? Моя ли это профессия? Мое ли это призвание? Где я мог бы себя проживать полноценно? Присутствовать в каждом действии? Есть ли что-то, что я охотно выполню, на что потрачу свое время и мне будет приносить удовольствие сам процесс?» .
Вместо вопроса «Как побороть лень?» правильней задаться вопросами: «Где я могу найти себя? В какой деятельности я смогу и захочу реализовать свои потенциал? Что мешает сейчас мне работать и делать то, что является актуальным на данный момент?». Прояснение жизненного контекста, значимость выполняемой работы, а также интерес к содержанию и вовлеченность – вот основные критерии, разобравшись с которыми, можно научиться работать, не растрачивая свои ресурсы.