Детская эпилепсия. Психологическая помощь.
<br>
 Это статья основана на личном практическом опыте и анализе современных научных исследований в сфере эпилептологии. Цель – информационное просвещение людей, которые столкнулись с таким заболеванием, как эпилепсия или же психогенные неэпилептические приступы.
 Нижеописанные рекомендации применимы не только к семьям, где дети имеют диагноз эпилепсия, но и к пациентам с иными врожденными или приобретенными патологиями.

Современная медицина предлагает различные варианты лечения эпилепсии: хирургия, фармацевтика. Благодаря этому можно получить устойчивую ремиссию. Однако, как бывает, заболевание устранено с наименьшими последствиями (насколько, конечно, это возможно с данной ситуации), а психологические проблемы, которые сформировались на фоне болезни, остались неразрешенными. И, к сожалению, на решение этих проблем может уйти гораздо больше времени, чем на правильный подбор препаратов или же проведение хирургической операции. Поэтому, чем раньше начать работать с психологической и социальной адаптацией пациента, тем больше шансов на то, что качество жизни такого человека будет высоким.

Лечение эпилепсии равно как и психогенных неэпилептических приступов требует комплексного подхода: работы невролога, психиатра, психолога.Психологическая помощь необходима всей семье, так как важно обнаружить правильную стратегию воспитания ребенка, не стремясь целиком посвятить жизнь ему, проявляя жертвенность. Семьи, где есть больной ребенок, распадаются чаще. Также в качестве способов психологической защиты один из родителей (как правило отцы) погружается в работу, хобби или же алкоголизацию, что является дополнительной причиной стресса. Речь также может идти о проблемах со здоровыми детьми в семье, которым уделяют мало времени из-за того, что родители проявляют большую заботу по отношению к больному ребенку.

 Диагноз эпилепсия – это серьезная психологическая нагрузка для родных, что обусловлено страхом перед клиническими проявлениями, а также переживанием печали, вины, безысходности. В прошлом году проводилось исследование, в котором принимали участие матери, чьи дети более года болеют эпилепсией. По итогам, около 30% женщин имеют пролонгированную депрессивную реакцию или невротическое расстройство, а 43% имеют признаки тревожного расстройства.

Невозможность принять болезнь своего ребенка лишь усугубляет течение этой болезни.
Не так давно разговаривала с мамой, чья десятилетняя дочь имеет диагноз психогенные неэпилептические приступы. При таком диагнозе лечение возможно лишь при помощи психолога и психиатра. Но мама отказывается проходить это лечение, ссылаясь на то, что у ее ребенка здоровая психика. При этом они ежемесячно попадают в больницу с приступами, которые не являются следствием эпилептической активности, а носят психотравматический характер.

 Очевидно, что здесь речь идет о том, что в нашем обществе пока еще не сформирована культура ухода за своим психологическим здоровьем. К сожалению, многие даже не догадываются насколько жизнь их могла бы стать легче, если бы они уделили время решению своих болезненных переживаний.

 Таким образом, индивидуальная психотерапия необходима для родителей, чьи дети болеют эпилепсией. Как правило, здесь работа идет на принятие новых условий жизни, расставание с неоправданными ожиданиями; работа с тревогой и страхами, а также (обязательно!) поиск новых ориентиров и ценностей.

 Есть еще один распространенный сценарий: мать и больной ребенок образовывают закрытую подсистему, основанную на необходимости постоянной заботы, лечения, что способствует формированию симбиотической связи между ними. В то время, как другие члены семьи могут чувствовать себя обделенными. Это способствует нарушению внутрисемейной коммуникации. Для того, чтобы семья в новых условиях могла функционировать полноценно необходима семейная системная психотерапия. Здесь, как правило, речь идет о том, чтобы понять потребности каждого члена семьи и сформировать здоровую модель взаимодействия со всеми основными родственниками, включая не только больного ребенка и его родителей, но и здоровых детей, бабушек и дедушек, которые принимают участие в воспитании внуков.

 Отдельный пункт - это социальная адаптация больного эпилепсией ребенка. Однако, она проходит значительно проще, если родители смогли принять условия жизни, смогли справиться со своими страхами и дают нужную поддержку своим детям, не осуществляя гиперопеки.